19.03.2024

История рядом: Хотьково

В 14 километрах к юго-западу от Сергиев Посада, на расстоянии 42 километров от дачного поселка Дубровский лес, где находятся земельные участки по Ярославскому направлению, расположен подмосковный город Хотьково.

Он был образован с 1949 года, объединив территорию поселка у ж/д станции «Хотьково» и слободу Покровского Хотькова женского монастыря.

Последний приют благоверных Кирилла и Марии

Началу истории Хотьково положил Покровский монастырь, основанный Юрием Долгоруким на Оборской горе в излучине реки Пажи предположительно в начале ХꓲV века. Первые упоминания о нем в летописи датируются 1308 годом. В то время было привычным создание мирских обителей для старцев и стариц, которые на закате своих дней желали подготовиться к вечной жизни.

В 1330 году боярин Кирилл Иванчин и его жена Мария, проживавшие в Радонеже, по благочестивому обычаю древности, приняли решение посвятить остаток земной юдоли служению богу, постриглись в иноки и поселились в Покровском монастыре. То были родители преподобного Сергия Радонежского (в миру Варфоломея) - великого праведника, основателя Свято-Троицкой обители и многих других монастырей.

В 1337 году схимники-бояре отошли в мир иной и были похоронены на территории Покровского монастыря. Перед своей кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Отдавая последний долг сыновьей любви, Варфоломей 40 дней неотлучно провел на территории обители, поминая своих усопших стариков. Уже став игуменом, Сергий перед принятием важных решений не раз посещал их последний приют, и, по преданию, также просил богомольцев, идущих к нему на молитву, предварительно наведываться к могиле Кирилла и Марии, чтобы те явились к нему с напутствием от «самых праведных родителей».

В 1380 году Сергий Радонежский наделил благодатью Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, завершившейся знаменательной победой русского войска. Погибшие на том сражении ратники с радонежской земли были захоронены на территории Покровского монастыря.

Женская обитель

С момента принятия церковного канона 1504 года о запрете двойных (смешанных) монастырей, обитель становится женской. Свое существование нуждающиеся монашки обеспечивали за счет выращивания овощей на огородах, а также за счет денежного и хлебного содержания, которое в 1506 году назначил им великий князь Московский Василий ꓲꓲꓲ (годы правления 1505-1533), отец Ивана Грозного (годы правления 1533-1584).

В ХVꓲ веке женский монастырь переходит под покровительство Троицкой обители и приобретает статус девичьего монастыря, рядом с Покровской церковью строиться Никольская церковь, а к концу столетия число его насельниц достигло тридцати пяти.

В смутное время при осаде Свято-Троицкого монастыря войска Лжедмитрия ꓲꓲ безжалостно разоряли окрестные земли, досталось и Покровскому монастырю – в 1610 году он был полностью сожжен бунтовщиками.

После подписания в Деулино  мирного договора с Речью Посполитой началось возрождение Покровской обители. Огромный вклад в дело восстановления храмовых построек внес царский стольник Василий Федорович Янов, на средства которого в 1648 году была построена каменная Покровская церковь (Покрова Пресвятой богородицы), куда поместили гробницу с мощами преподобных Кирилла и Марии.

В ХVꓲꓲꓲ веке к монастырю были приписаны крестьянские дворы с прилегающими территориями, а монахини освоили выпуск особо тонких полотняных тканей, из которых делали богослужебные облачения и различные церковные украшения, декорируя их золотой нитью и кружевами. Инициатором этого ремесла был Петр ꓲ (годы правления 1682-1725), который после посещения обители в 1722 году распорядился выписать из Голландии мастериц ткацкого производства для обучения здешних монашек.

К 1745 году завершается строительство каменного ограждения и Северных Святых ворот, выполненных в форме трехпролетной триумфальной арки, а в 1765-1768 годах возводится каменная Никольская церковь взамен деревянной.

После восхождения на престол Екатерины ꓲꓲ (годы правления 1762-1796) церковные земли были переданы в государственное управление, а Покровскую обитель подчинили Московскому епархиальному архиерею, сделав из нее монастырь 3-го класса с численностью 17 послушниц.

В 1799 году Северные ворота были надстроены надвратным храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В начале ХꓲХ века количество насельниц и прихожан Покровского монастыря резко возросло, и митрополит Платон благословил перестроить церковь Покрова Пресвятой богородицы, увеличив вместимости сооружения. Работы по проекту архитектора Ивана Тимофеевича Таманского, ученика знаменитого московского зодчего Матвея Казакова, начались в 1811 году. Для возведения нового храма частично использовали существующую кладку. Работы прерывались на время интервенции французов (осенью 1812 года войска неприятеля появлялись даже в окрестностях монастыря), а его торжественное освящение состоялось в 1816 году. Великолепный храм был выполнен в строгой симметрии, сочетая в себе контрасты света и тени, а внешнее оформление из портиков зрительно увеличивало высоту церкви.

В первой половине ХꓲХ века на месте южной части ограждения монастыря строятся Южные Святые врата с надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского, а с боков от них пристраиваются Западный и Восточный корпуса богадельни, вместе образуя единую композицию.

В 1900 году на территории монастыря возводятся Настоятельский и Келейный корпуса.

Первый храм в русско-византийском стиле

В конце ХꓲХ века, вновь по причине роста числа прихожан, игуменья монастыря обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением об перестройки Никольской церкви. В мае 1899 года разрешение было получено, архитектором нового храма с вместимостью до двух тысяч молящихся стал А.А. Латков. Старое здание разобрали в том же году и начали строительство, завершившееся через пять лет.

Торжественное освящение храма при огромном стечении народа длилось два дня, 26 и 27 сентября 1904 года. Величественный Никольский храм стал первым в России, построенный в русско-византийском стиле. Стены были выполнены из облицовочного красного кирпича и декорированы белокаменными пилястрами с резными капителями. В плане арочные своды придавали зданию крестообразную форму, а большой центральный купол с крестом на шпиле покоился на мощном световом барабане, который имел вид аркады из двенадцати полуциркульных оконных проемов. Четыре малые барабана по бокам церкви завершали гармонию этого великолепного сооружения.

Под стать внешнему виду было и внутреннее убранство храма. Полы, стены и иконостас были изготовлены из итальянского натурального и искусственного мрамора различных оттенков. Врата, лампады, подсвечники и другие элементы декора были выполнены из бронзы. Новые иконы были написаны в византийском стиле на цинковых досках и обрамлялись бронзовыми вызолоченными рамами. Роспись стен внутри церкви была завершена в 1911 году палехскими мастерами Сафроновыми.

«Торжество» социализма

С приходом Советский власти жизнь Покровского монастыря кардинально изменилась. В 1922 году его закрыли и стали использовать для производственных и складских нужд.

Из Покровской церкви вынесли мощи преподобных Кирилла и Марии и захоронили поблизости (по сути, они были сокрыты от уничтожения). В дальнейшем в здании устроили склад, затем там размещалась Хотьковская промышленная артель по изготовлению изделий из пластмассы и стекляруса. В 1985 году случился пожар, повредивший стены церкви и окончательно уничтоживший остатки фресок.

Никольская церковь была передана в ведомство НКВД и там с 1934 года хранили боеприпасы для конвойного полка, расквартированного в монастыре. С 1944 года в ней вели подготовку бойцов-артиллеристов для фронта. После войны в церкви ремонтировали сельскохозяйственную технику, а с 1950 по 1980 годы использовали как склад готовой продукции. За эти годы храм стал неузнаваем – разорили все, что можно: разрушили надгробия из усыпальницы, мрамор вывезли в Москву для отделки метрополитена, со стен отбили всю штукатурку с уникальными фресками, поснимали все купола.

Восстание из пепла

В 1989 году монастырь был возвращен Русской Православной церкви. Понадобились десятилетия, чтобы восстановить храмы, врата, корпуса и ограждение обители и вернуть Покровскому монастырю величественный облик.

 В Покровскую церковь возвратили мощи Кирилла и Марии, установив над ними новую резную сень.

Само здание Покровской церкви было полностью реставрировано и открыто для богослужения.

Никольский храм после ремонтных работ вновь завораживает своей архитектурой и великолепием.

Северные Святые ворота с надвратной церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи смотрят в сторону Троице-Сергиевой Лавры.

Западный и Восточный корпуса богадельни примыкают к Южным Святым вратам, над которыми сооружен надвратный храм во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 2010 году по благословлению митрополита Кирилла на территории обители был установлен каменный крест, но котором выгравирована надпись о погребении в монастыре родителей Сергия Радонежского, его брата и ближайших родственников, «и посему обитель сия зовется усыпальницей рода Сергиева».

Сегодня в монастыре идет монашеская жизнь, открыт приют-пансионат для девочек, работают воскресная школа и богословские курсы.

Фарфор из села Горбуново

История Хотьково неразрывно связана с именем Алексея Гавриловича Попова (1770-1857), владельца одного из самых известных заводов по производству фарфора в России.

Начиная с XVIII века в мире наметился небывалый спрос на фарфоровую продукцию. В Европе лидирующие позиции принадлежали мануфактуре Майсен из Верхней Саксонии, выпускающей эталонные по качеству изделия. Продукция немецких мастеров была нарасхват, ее заказчиками были императрица Екатерина ꓲꓲ, князья Юсуповы, графы Строгановы, ювелирный мастер Карл Фаберже (только в 1770 году поставки фарфора в Россию составили 40% от общего объема импорта компании). Следом за Европой в Российской империи также были организованы фарфоровые производства, среди которых выделялись Императорский фарфоровый завод, расположенный в Санкт Петербурге, и частный завод Гарднера в подмосковных Вербилках. Это были самые крупные фарфоровые фабрики, которые по количеству и по качеству выпускаемой продукции не только превосходили другие отечественные предприятия, но также не уступали ведущим мировым производствам.

В 1806 году немец Карл Мелли, работавший комиссионером при заводе Гарднера, основывает в сельце Горбуново (сегодня это северная окраина Хотьково) свое фарфоровое производство. В 1811 году собственником этого завода становится московский купец первой гильдии Алексей Гаврилович Попов. На момент совершения купчей в Горбуново было всего пять крестьянских дворов.

Новый владелец с энтузиазмом взялся за новое для себя дело, лично участвовал во всех процессах становления и развития предприятия, вникал в работу гончаров и художников. Стремясь уйти от копирования изделий известных марок, Попов приложил все усилия для создания своего самобытного стиля фарфоровых предметов.

На заводе в Горбуново работал только наемный персонал (Попов не был дворянином, которым разрешалось использовать дешевый труд крепостных), что создавало дополнительную финансовую нагрузку на предприятие.

В 1820-х годах Алексей Гаврилович исполнял должность Московского городского главы и за усердный труд был удостоен ордена Владимира четвертой степени, дающего право получить дворянское звание. Попов подал прошение о внесении себя и своих потомков в дворянскую родословную книгу и в 1825 году это прошение было удовлетворено Московским дворянским собранием.

С тех пор на предприятии в Горбуново стали трудиться крепостные крестьяне, объем производства достиг десятков тысяч изделий в год, а популярность поповского фарфора вышла далеко за пределы московского региона. Завод был ориентирован на выпуск как высоко художественных произведений, так и на дешевой и прочной, так называемой «трактирной», посуды. Наиболее узнаваемыми предметами поповского фарфора принято считать «хлебосольные блюда» (для подношение гостям хлеба с солью) с яркой росписью и неповторимым орнаментом, вазы, чайники, сахарницы, чернильницы и уникальные статуэтки, отражавшие русские национальные мотивы.

К 1840-х годах численность работников завода составляла свыше 250 человек, включая крепостных и наемных работников, и по этому показателю предприятие Попова было сопоставимо с Императорским фарфоровым заводом.

В 1844 году Попов столкнулся с серьезной проблемой: правительствующий сенат, проводя ревизию удовлетворенных дворянским собранием прошений, постановил отозвать дворянскую грамоту Алексея Гавриловича, ссылаясь на спорные формулировки в разрешительных документах. На кону оказалось не только уязвленное самолюбие предпринимателя, но и судьба крепостных, без которых завод не смог бы дальше успешно работать.

Попову, обратившемуся в высшую судебную инстанцию, ценою невероятных усилий удалось направить дело на повторное рассмотрение в сенат и там отстоять звание дворянина.

В начале 1850-х годов уходит из жизни Дмитрий, сын Алексея Гавриловича, на которого возлагались большие надежды на продолжение семейного дела. В 1857 году умирает и сам владелец завода. Управление предприятием перешло в руки жены Попова – Александры Васильевны и дочери Татьяны. К тому времени фарфоровый бизнес стал угасать, а завод в Горбуново перестал приносить прибыль.

Отмена крепостного права в России в 1861 году существенно подкосила предприятие и в 1865 году, после смерти Татьяны, завод был продан. Поочередно меняя новых собственников (Шредер, Халатов, Фомин) к 1875 году фарфоровое производство было окончательно утеряно, а оборудование и рецепты красок были реализованы конкурентам.

На базе фарфорового завода была организована ткацкая фабрика «Ивана Фомина сыновья», через двадцать лет их дело продолжили братья Сазоновы, которые работали вплоть до революции 1917 года.

Время и многочисленные перестройки не пощадили здание фарфорового завода Попова – от него сегодня почти ничего не осталось. Но память об успешном предпринимателе навсегда воплотилась в Алексеевской церкви.

Храм как памятник фарфоровому промышленнику

Деревянная церковь преподобного Алексия, человека Божия была построена по проекту архитектора Н.И. Козловского в 1848 году на средства Алексея Гавриловича неподалеку от его фарфорового завода.

В 1857 году Попов согласовал с Московской консисторией строительство нового каменного храма на месте деревянной церкви. Однако увидеть его Алексею Гавриловичу было не суждено. В том же году он умер и все хлопоты по возведению храма взяла на себя его дочь Татьяна. Архитектором сооружения стал один из членов семьи Поповых- муж внучки Алексея Гавриловича, помощник Московской дворцовой конторы Иван Сафонов, для которого это был первый самостоятельный проект в жизни.

Строительство храма заняло шесть лет, в 1863 году состоялось его освящение. Он был выполнен в традициях художественной эклектики, имел три престола и был украшен множеством архитектурных элементов, выполненных из фарфора местного производства. В нижнем этаже был устроен семейный склеп Поповых. При церкви была возведена богадельня для проживания тридцати стариков и немощных, средства для ее содержания финансировались из капитала семьи Поповых.

Октябрьская революция серьезно повлияла на дальнейшую судьбу храма: в 1935 году его закрыли, позднее в нем разместили зернохранилище, а затем, разобрав завершения здания, использовали в качестве клуба.

В 1991 году Алексеевский храм передали Русской Православной церкви. После долгих лет восстановления и реставрации, утратив, по сравнению с изначальным вариантом, колокольню и две малые главки, храм вновь открыл свои двери для многочисленных прихожан.

Сегодня в Хотьково стараются напоминать о событиях прошедших времен: на Горбуновской улице мачты освещения украсили многочисленными плакатами с изображением предметов искусства, выполненных на фарфоровом заводе А.Г. Попова, а на один из домов нанесли граффити в память об известном земляке.

Дунаевские куклы

К еще одной известной личности в истории Хотьково можно отнести Сергея Григорьевича Дунаева (по другим источникам Семена Григорьевича), прославившегося производством кукол с фарфоровыми головками.

Дунаев родился в деревне Митино (ныне это хутор Митино в границах Хотьково) в крестьянской семье. В 1861 году в восьмилетнем возрасте он был принят на работу на завод А.Г. Попова, где прошел обучение технологии изготовления фарфоровых изделий и скульптуре. Здесь он трудился вплоть до закрытия производства, а позднее, проработав какое-то время на других мануфактурах, вернулся домой и в 1893 году организовал собственную фарфоровую мастерскую.

Вскоре мастерская доросла до небольшого завода, который производил фарфоровые кукольные головки (до этого кукольные головки поставлялись в Россию из Германии и Польши), а также разнообразную майоликовую и терракотовую продукцию, включая игрушки. К концу ХꓲХ века годовой объем выпускаемых изделий предприятия Дунаева достиг 15 тысяч единиц.

Участвуя в различных отечественных и международных выставках, на которых было завоевано 14 медалей, в том числе 5 медалей высшего достоинства, митинский завод приобрел широкую известность как в России, так и за рубежом.

К 1905 году ассортимент Дунаевских товаров составлял около 2 тысяч наименований, основную часть которых составляли предметы роскоши.

После смерти основателя завода дело перешло к его сыну Александру, руководившему предприятием вплоть до революции 1917 года. В 1921 году новая экономическая политика (НЭП) позволила возродить выпуск игрушек под новой вывеской – артель им. Красной Армии. Изменился и ассортимент товаров, в котором стали преобладать пролетарские мотивы. В 1929 году бывший завод Дунаева объединили с кирпичной фабрикой, а выпуск фарфоровых игрушек наладили в хотьковской артели «Майолик», которая просуществовала до 1937 года и была закрыта.

В 80-е годы прошлого столетия дом Дунаева и здание его завода, расположенные на ул. Майолик, уничтожил пожар, стерев с лица земли последние следы истории производства фарфоровых игрушек в Хотьково.

Ныне Дунаевская кукла с фарфоровой головкой и фирменным клеймом огромная редкость, встречающаяся, в основном, в зарубежных частных коллекциях.

Сувениры из бивня мамонта от Саввы Мамонтова

Гордостью Хотьково считается фабрика резных художественных изделий. Неповторимый стиль хотьковской художественной резьбы был заложен стараниями известного русского мецената и покровителя искусств Саввы Мамонтова в ХꓲХ веке, когда в его имении Абрамцево был организован так называемый «абрамцевский кружок», объединивший наиболее талантливых художников, скульпторов, артистов и творческих личностей своего времени. За годы существования кружка сформировалась художественная школа, целью которой стало развитие традиционных русских народных промыслов. При школе появились столярные, гончарные и вышивальные мастерские, на которых трудились умельцы из окрестных поселений, многие из которых жили в деревнях, ныне находящихся в границах современного Хотьково. Особенно стоит выделить искусство резьбы по кости, которое достигло совершенства в руках местных мастеров, сделав Хотьково одним из самых известных центров русских ремесел по изготовлению сувенирных изделий из бивней мамонтов.

Шли годы, ушел из жизни Савва Мамонтов, менялась власть, происходили революции и войны, а традиции искусства резьбы из бивней мамонтов не утратились в Хотьково и по сей день.

Сегодня в Хотьково проживает чуть более двадцати тысяч человек, среди которых есть и собственники земельных участков по Ярославскому шоссе в дачном поселке «Дубровский лес». Любителям истории стоит обязательно заглянуть в этот уголок Подмосковья, чтобы насладиться великолепием созданного потомками наследия, сохранившегося до наших дней.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас