08.09.2022

История рядом: Плещеево озеро

В 40 км от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, находится пресноводное Плещеево озеро, водная жемчужина Ярославской области.  Оно образовалось около 30 тысяч лет назад в результате отступления континентальных ледников.

Со временем площадь водной глади Плещеева озера значительно сократилась. В конце 17 века она составляла 73 кв. км., а в 70-е годы прошлого века уже 40 кв. км. И только благодаря строительству плотины на реке Вёксе уровень воды стал стабильным, а нынешняя площадь озера составляет около 52 кв. км. (теперь в месте плотины перепад высот воды 4м).

В тихую безветренную погоду в глади озера отражаются облака, однако стоит ветру усилиться, как волны, наступая на берега, с громким плеском обрушиваются на прибрежный песок. И даже после наступления штиля озеро еще долго не может успокоиться и плещется в свое удовольствие как малое дитя во время купания. По всей видимости, название озера связано именно с этим продолжительным плеском волн.

На берегу озера стоит древний город Переславль-Залесский, входящий в Золотое кольцо России.

Знаменито Плещеево озеро своей «царской рыбой» - ряпушкой, которая некогда украшала герб Переславля. Эта рыбку можно поймать только в этом водоеме. В далекие времена по берегам реки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро, располагались рыболовные артели для снабжения ряпушкой царей и великих московских князей.

Колыбелью российского флота считается город Воронеж, где была построена флотилия для похода на Азов. Однако первые опыты военного кораблестроения и основа для последующих успешных морских побед были заложены на Плещеевом озере.

Именно здесь, в конце XVІІ века, тогда еще юный Петр І, создал потешную флотилию для обучения навыками морских сражений солдат и командиров русского флота.

А все началось с того, что в мае 1688 года Петр, осматривая хозяйственные постройки боярина Никиты Романова, находящиеся в подмосковном селе Измайлово, наткнулся на требующий ремонта небольшой корабль. Юному царю пояснили, что это английский бот, способный двигаться под парусами против ветра. Петр загорелся идеей починить корабль, для этого нашли голландского мастера Карштена Бранта и после ремонта судно было спущено на воду на реке Яуза.

Речка оказалась мала для корабля, тогда его перенесли на Просяной пруд в Измайлово, но и там места ему было недостаточно для хождения под парусом.

После расспросов о достойном месте для подобных судов, Петру рекомендовали обратить внимание на Плещеево озеро, куда он незамедлительно отправился под предлогом посещения Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде (в те годы шла острая борьба за власть между группами бояр и мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина, не разрешала надолго без надобности отлучаться сыну из Москвы).

Увиденная Петром бескрайняя гладь Плещеева озера очаровала царя и у него созрела гениальная мысль о строительстве кораблей для «потешных» занятий. По возвращению в Москву он поделился с матерью своей идеей и с трудом уговорив ее, Петр поселился в одном из монастырей Переславля, а в августе 1688 года с энтузиазмом взялся за работу.

С собой Петр привез уже проверенного в деле Карштена Бранта и привлек к строительству судов артельщиков из рыбной слободы, находившихся на государевой службе.

В январе 1689 года, по решению матери, 16-ти летний Петр І женился на Евдокии Федоровне Лопухиной (в девичестве Прасковье Илларионовне Лопухиной). Молодые венчались под Москвой в церкви Преображенского монастыря. Однако семейная жизнь не остудила пыл царя, и он вновь спешит на Плещеево озеро для личного участия в работе по возведению кораблей.

К июню 1689 года уже были готовы три яхты и два трехмачтовых фрегата.

Попытка восстания стрельцов в августе 1689 года и последовавшие за ней казни главы стрелецкого приказа Федора Шакловитого с приближенными стрельцами и заточение в Новодевичий монастырь старшей сестры царевны Софьи Алексеевны, сделали Петра І фактическим правителем Российской империи с полноценной властью в руках.

Дела государственные ненадолго отвлекли царя от его детища и в ноябре 1691 года Петр вновь приезжает в Переславль вместе с мастерами корабельного дела для личного контроля за созданием потешной флотилии.

На горе Гремяч, что возвышается на южном берегу Плещеева озера, начали возведение царского дворца, деревянной церкви и различных хозяйственных построек, в том числе амбаров, мастерских, конюшен, домов для рабочих и так называемых «деловых дворов» для закладки судов. Для спуска кораблей на воду от озера к горе быт вырыт канал. Петр самолично принимал участие в конструировании кораблей, не гнушаясь советом опытных работников из крестьян, которых звал на совещание, как говорили тогда, на думу. Так и стали называть этих умельцев думными. Со временем эта кличка трансформировалась в фамилию Думновы, потомки которых до сих пор проживают в Переславском районе.

Торжественная церемония по случаю ввода в эксплуатацию потешной флотилии состоялась 01 мая 1692 года. Вся эскадра под звон монастырских и церковных колоколов, под грохот пушек и восторженные крики солдат, рабочих и жителей окрестных деревень, двинулась по Плещееву озеру.

К лету 1692 года флотилия насчитывала около ста судов большого и малого размеров. В Переславль из Москвы прибывает Бутырский артиллерийский полк и потешная пехота. Вместе с ними Петр привез всю свою семью и московскую знать. Впервые в мировой истории, 13 августа 1692 года, на Плещеевом озере состоялись совместные учения пехоты, артиллерии и флота.

Последний раз потешная флотилия ходила под командованием Петра в мае 1693 года. В тот же год взоры царя обратились к Архангельску, куда он вскоре приказал перевезти мастеров из Переславля для строительства флота не северных морях.

Позднее, в период закладки военного-морского флота для похода на турецкую крепость Азов, русский царь приехал в Переславль осмотреть и отобрать крупнокалиберные пушки из вооружения кораблей потешной флотилии для отправки их в Воронеж.

В дальнейшем времени у Петра на посещение Плещеева озера уже не было. Но он предпринял усилия для сохранения потешной флотилии, выкупив землю, где находилась корабельная верфь и оставив часть персонала для охраны и ремонта судов. Царь приказал сделать опись всего имущества и строго следить за его целостностью и сохранностью.

Корабли из Плещеева озера переместили на реку Трубеж в пределах города Переславль, большие корабли оставили на воде, а все малые суда подняли на берег под навесы.

Поначалу все строго соблюдали приказания Петра, но со временем внимания к кораблям уделяли все меньше и меньше, и в итоге они стали гнить и разрушаться. Ремонт судов уже никто не делал.

В феврале 1722 года, спустя четверть столетия после последнего своего пребывания на Плещеевом озере, Петр был проездом в Переславле и решить осмотреть потешную флотилию. Его взору предстала удручающая картина остатков своего детища. Гнева царя не было предела. Он повелел местному воеводе принести книгу приказов и открыв со всей злости первый попавшийся лист (это была восьмая страница), написал:

Указ воеводам переславским.

Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт

и галеры; а буде опустите: то взыскано будет на вас

и на потомках ваших, яко пренебрегшии сей указ.

Пётр.

В Переславле, в 7 день февраля 1722 года

Эта книга сохранена и находится в настоящее время в историко-художественном музее Переславля-Залесского.

Перепуганные воеводы тотчас организовали триста крепостных крестьян для подъема останков кораблей из воды, призвали корабельных мастеров для ремонта судов, были отстроены новые навесы и амбары.

В 1724 году Петр І в последний раз был на Плещеевом озере, а через год русского царя не стало.

К сожалению, судьба потешной флотилии, печальна. В 1783 году в Переславле произошел сильный пожар, в результате которого погибла вся петровская флотилия за исключением бота «Фортуна», который находился в деловом дворе близ горы Гремяч.

В начале XІX века были собраны средства для создания Петровского музея в Переславле на месте закладки флота, кирпич для здания пожертвовал историк М.Г. Спиридов, сын героя Чесмы адмирала Григория Андреевича Спиридова, проживавшего в селе Нагорье Переславского уезда. Спустя 111 лет после спуска потешной флотилии на воду, 01 августа 1803 года, ботик Петра «Фортуна» был торжественно установлен в центре здания музея. Место, где расположен музей, стали называть исторической усадьбой «Ботик» или просто «Ботик».

В последующие годы 19 столетия было построено каменное здание Петровского дворца, возведены ротонда и Триумфальные ворота.

У подножия горы 17 августа 1852 года открыт памятник Петру І работы скульптора Кампиони.

В мае 1919 года в Переславле-Залесском открыли историко-художественный музей, который объединился с Петровским музеем и «Ботиком». Сегодня там хранятся ценные экспонаты эпохи Петра Великого: бот «Фортуна», корабельные оснастки, различные картины и скульптуры.

Плещеево озеро сыграло огромную роль в становлении российского флота. Благодаря гению Петра оно стало плацдармом для последующих успешных побед флотов Российской Империи на морских просторах.

Земельные участки по Ярославскому шоссе в поселке «Дубровский лес» привлекают не только любителей тишины и экологии, но и почитателей истории нашей русской земли. Соседство поселка с такими уникальными с исторической точки зрения местами, как Плещеево озеро, позволяет обладателям земельных участков по Ярославскому направлению без особых проблем прикоснуться к славному прошлому нашей страны.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас