В 48 км от дачного поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, и в 12 км от Сергиев Посада находится село Воздвиженское.
Село, первые упоминания о котором датируются ХꓲV веком, стояло на холме, на котором находился языческий жертвенник. Сергий Радонежский установил на его месте деревянный крест, а позднее им же была построена деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, которая и дала название населенному пункту. В 1380 году в Воздвиженском делал остановку Дмитрий Донской, направляясь на встречу с преподобным старцем, чтобы получить благословление на Куликовскую битву.
В ХV веке село переходит во владение московских князей и остается государственной вотчиной вплоть до конца ХVꓲꓲꓲ века.
Великий князь московский Иван ꓲꓲꓲ (годы правления 1462-1505), заложивший традиции богомольных походов по патриаршему тракту, строит в ХV веке в Воздвиженском путевой дворец для остановок царского кортежа на дороге к Троице-Сергиевой обители, а рядом с ним, на месте старого храма, церковь Воздвиженья Честного креста Господня. К 1470 году Воздвиженское становится центром княжеской усадьбы Ивана ꓲꓲꓲ, объединяющей около четырех десятков деревень с примыкающими к ним полями и пустошами.
В ХVꓲ веке великий князь владимирский и московский Василий ꓲꓲꓲ (годы правления 1505-1533) с супругой Еленой Глинской и детьми не раз использовали Воздвиженское для отдыха на пути к мощам Сергия Радонежского. В летописях сохранились записи, что сын Василия ꓲꓲꓲ Иван, будущий царь всея Руси Иоан ꓲV Грозный, осенью 1540 года находился там. Став русским царем, Иван Грозный (годы правления 1533-1584) регулярно совершал пешие походы в Троицкий монастырь, совершав остановки в путевом дворце села Воздвиженское.
Наследник Ивана Грозного, Федор Иоаннович, в период своего царствования с 1584 по 1589 годы, передал в дар Воздвиженской церкви храмовую икону «Воздвиженья Креста Господня», которая сохранилась до наших дней и в настоящее время экспонируется в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.
В путевом дворце села Воздвиженское делал остановки со своей пышной свитой Борис Годунов (годы правления 1589-1605), в смутное время там вместе с отцом, польским воеводой Ежи Мнишеком, гостила активная участница Смуты Мария Мнишек, которая была женой двух Лжедмитриев и успевшая короноваться в мае 1606 года на российский престол.
Отряды сторонников самозванцев под предводительством прославленных шляхтичей Яна Сапеги и пана Лисовского квартировались в Воздвиженском в период их противостояния с русскими войсками.
В августе 1612 года ополченцы во главе с гражданином Мининым и князем Пожарским, неся перед собой лик чудотворной иконы Казанской Божией Матери, проследовали через Воздвиженское в сторону Москвы для ее освобождения от польско-литовских захватчиков.
Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович (годы царствования 1613-1645) первый раз гостил в путевом дворце села Воздвиженское в 1613 году, когда следовал из Костромы в Москву. При нем был сформирован торжественный ритуал богомольного шествия в Троицкую обитель. Процессия, состоящая из пеших стрельцов в авангарде, многочисленных экипажей во главе с царской каретой, окруженной конной охраной, обозами с прислугой и едой, которую замыкал вооруженный отряд, регулярно отправлялась из Москвы к мощам преподобного Сергия Радонежского, останавливаясь в путевых дворцах для отдыха и трапезы. Воздвиженское было последним привалом царя и его многочисленной свиты перед конечным пунктом шествия.
В сентябре 1623 года в архивах сохранились записи, где содержится информация о праздновании новоселья в Воздвиженском путевом дворце, на котором присутствовали Михаил Федорович вместе с боярами и приближенными людьми, среди них были князья Шереметьев и Пожарский. Можно предположить, что дворец был или перестроен, или заново отстроен. Крестовоздвиженский храм был составной частью государева двора и во время пребывания в нем Михаил Федорович преподносил местным священникам ценные подарки. В ризнице Троицкой обители хранятся древнейшие богослужебные сосуды с дарственной надписью царя Михаила Федоровича Крестовоздвиженскому храму.
Самые знаменательные события в истории села Воздвиженское произошли во второй половине ХVꓲꓲ века. После кончины третьего царя из династии Романовых Федора Алексеевича (годы правления 1676-1682), между родственниками усопшего государя развернулась нешуточная борьба за право наследования трона. Отец Федора Алексеевича - Алексей Михайловича, прозванный в народе «Тишайшим» (годы правления 1645-1676), состоял в браке дважды. От перовой жены Марии Милославской родились 8 девочек и 5 мальчиков. Девочки рождались здоровыми, чего не скажешь о потомках по мужской линии. Трое мальчиков умерли в младенчестве, а Старший Федор и младший Иван были слабыми и болезненными. Вторая жена Наталья Нарышкина подарила Алексею Михайловича сына, будущего императора Петра ꓲ, и двух девочек, одна из которых Феодора, ушла из жизни в возрасте менее 4 лет.
Федор Алексеевич после своей смерти не оставил наследника (его сын Илья прожил на свете всего 10 дней), поэтому судьбу царского трона должна была решить боярская дума, выбирая между 16-ти летним Иваном (по материнской линии от Милославской) и 10-ти летним Петром (по материнской линии от Нарышкиной). В итоге, дума склонилась к кандидатуре Петра ввиду слабости здоровья его старшего брата и провозгласила Петра Алексеевича государем 27 апреля 1682 года, в день смерти Федора.
Знатный род Милославских счел это решение оскорбительным, так как Нарышкины были по сравнению с ними менее знатными и богатыми. Софья Алексеевна, родная сестра Ивана по матери, поддерживаемая своим фаворитом князем Владимиром Голицыным и боярином Иваном Хованским, решила привлечь стрельцов для склонения чаши весов в пользу Милославских.
Началом бунта стрельцов стала ложная информация, распространенная Милославскими, что люди из рода Нарышкиных задушили царевича Ивана Алексеевича. Разъяренные стрельцы заполнили Соборную площадь Кремля. Царица Наталья Нарышкина вышла на Красное крыльцо, ведя за руки Ивана и Петра, чтобы опровергнуть слухи. Но стрельцов уже было не остановить. Они убили князя Долгорукого, боярина Артамона Матвеева, братьев Нарышкиных, других знатных представителей рода Нарышкиных. Стрельцы, почувствовав свою силу, стали диктовать условия, которые боярская дума и патриарх безропотно выполняли.
Стрельцы добились полной выплаты задолженности по оплате за службу; по их требованию на царство венчались братья Иоанн V и Петр ꓲ, при которых регентшей стала Софья Алексеевна; действия стрельцов, повлекшие за собой убийство бояр, были признаны законными.
Чтобы взять ситуацию под контроль, Софья назначила князя Ивана Хованского начальником над стрелецким войском. Но вместо подчинения, она в ответ получила от своего сторонника обратную ситуацию. Стрельцы не собирались ограждать Кремль от своего влияния и оставляли возможность выдвижения новых требований к боярской думе. Это время вошло в историю под названием «Хованщина» и запечатлено в одноименной бессмертной опере Модеста Петровича Мусоргского. А после расправы стрельцов над лидером старообрядцев Никитой Пустосвятом, Софья окончательно перестала доверять Хованскому, признав в нем своего врага.
В середине августа 1682 года вся царская семья под предлогом участия в крестном ходе на территории Донского монастыря покинула Кремль вместе со своей многочисленной свитой и боярами, но направилась не в монастырь, а сначала в Коломенское, а оттуда в село Воздвиженское, которое было выбрано Софьей для временной резиденции в противостоянии со стрельцами. Князь Хованский с сыном Андреем, почуяв тревогу, поспешили к Софье для переговоров. Они сделали остановку в Пушкино, где 17 сентября 1682 года были схвачены царскими стольниками и доставлены в Воздвиженское. Там в присутствии Софьи им зачитали обвинительный приговор в государственной измене и сразу отрубили головы, даже не предоставив возможности оправдаться.
У историков нет единого мнения о точном месте гибели Хованских. По одной из версий тела стрельцов не захоронили, а втоптали в грязь близ реки Вори «на гати голыгинской». На предполагаемом месте казни современники установили деревянный крест.
В 1689 году Воздвиженское вновь стало местом, где происходили важнейшие исторические события в стране. В том году противостояние Софьи и Петра ꓲ достигло наивысшего предела. Как и семь лет назад, регентша решила использовать стрельцов для свержения младшего брата с престола. Это событие историки именовали второй стрелецкий бунт. Петру сообщили о готовящемся аресте, и он удалился в Сергиево-Троицкий монастырь под прикрытие верных ему потешных полков. Оттуда он призвал стрельцов немедленно прибыть под стены монастыря для присяги ему на верность. И те подчинились. Софья оказалась в проигрышной ситуации и тоже направилась в Троицкую обитель для разговора с Петром. Однако, в Воздвиженском она была остановлена и препровождена в Новодевичий монастырь, где провела последние 15 лет своей жизни. Фаворит Софьи князь Голицын был отправлен в ссылку в Архангельскую область. После подавления бунта Петр ꓲ прибыл в Москву, где в Успенском соборе Кремля Иван передал ему власть в одни руки.
В конце ХVꓲꓲ века в Воздвиженском заново отстраивается путевой дворец по проекту архитектора Василия Обухова. Длина сооружения составляла 57 метров, стены были выложены из бревен хвойных пород дерева. Внутренняя планировка представляла собой шесть светлиц с двумя большими и двумя малыми сенями между ними. Имелось три туалета и один чулан, в проходах стояли изразцовые печи. Отдельно было построено здание с кухней.
В первой половине ХVꓲꓲꓲ века при царском дворе в Воздвиженском числились садовник, мельник, многочисленная обслуга, на территории располагались мельница, конюшня, скотный двор, два зарыбленных водоема, лебяжий двор и огород.
При Елизавете Петровне (годы правления 1741-1761) в 1750 году архитектором А.П. Евлашевым строится новый дворец размером 75х70 метров. На его территории были посажены 4 грядки клубники длиною 20 метров каждая, свыше 200 кустов крыжовника, более 800 кустов красной смородины, около 50 вишневых деревьев, 83 яблони и несколько рядов малины.
В ХVꓲꓲꓲ веке дворцовое поселение объединяло 14 деревень, а в самом Воздвиженском насчитывалось пятьдесят дворов. Крестьяне села, помимо обслуживания дворцовых построек, сеяли преимущественно ячмень, рожь и овес, занимались заготовкой дров и продажей их в Москву, а женщины ткали холсты и пряли шерсть.
В 1730 году через Воздвиженское прошел в Москву пешим ходом будущий ученый Михайло Ломоносов.
В 1753 году случился пожар, в результате которого путевой дворец полностью сгорел. Более он не восстанавливался. Не сохранился сад и огород, посаженный по указу императрицы.
В 1784 году в Воздвиженском произошло возгорание церкви и колокольни при ней; церковную утварь и иконы спасти удалось, но само сооружение выгорело дотла. Церковь отстроили заново из дерева в 1786 году.
В 1797 году при Павле ꓲ (годы правления 1796-1801) Воздвиженское было выведено из дворцовых владения и пожаловано в вечное потомственное владение донскому казаку полковнику Евграфу Грузинову. Позже оно много раз меняло своих владельцев.
В 1834 году хозяйкой имения в Воздвиженском становится Муханова Александра Ивановна, дочь действительного статского советника. При ней архитектором Д.Ф. Борисовым с 1836 по 1847 годы ведутся работы по строительству нового каменного храма. Работы на время прерывались, когда во время строительства по стенам пошли трещины, из-за чего сооружение отстраивали заново. В сентябре 1847 года церковь Воздвижения Креста Господня была торжественно освещена. Она представляла собой выдающийся образец архитектуры московского ампира в виде двухсветного храма «под звоном». В плане здание имело центрическую форму, близкое к квадрату, со всех сторон отделанное портиками греко-дорического ордера. Барабан-звонница была размещена под куполом и имело завершение в виде шпиля.
В годы советской власти храм был закрыт. В 1932 году с него сбросили семь колоколов, а здание отдали под картофелехранилище и зерносклад.
В 1970 году церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника, в 90-е годы прошлого века она была передана православной общине Московского Патриархата, а к 150-летию храма в 1997 году был произведет ремонт внутреннего убранства.
В 1869 году старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте сделали часовню, прослужившую до 20-х годов прошлого века. Сегодня в Воздвиженском можно увидеть ее восстановленную копию.
В Воздвиженском рядом церковью открылся музей живой архаики «Новое Старое», представляющее собой музейное пространство с объектами старины, а также новые объекты в духе старинных построек.
Село Воздвиженское является одним из многих памятных мест, которые окружают дачный поселок Дубровский лес и где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, и манит к себе всех любителей богатейшей истории русской земли.